Всё о грудном вскармливании
Уважаемые мамы и коллеги!
Во исполнение закона О ПРОПАГАНДЕ И ПОДДЕРЖКЕ ГРУДНОГО ВСКАРМЛИВАНИЯ от 30 октября 2008 года N 1753-ОД Волгоградской области, предлагаем использовать в работе источники, библиографию и сайты, рекомендуемые ВОЗ (Всемирная Организация здравоохранения) и ЮНИСЕФ (Детский фонд Организации Объединенных Наций), приведенные ниже.
СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛЫ:
ЗАКОН ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ N 1494 ОД
Пособие для групп материснкой поддержки_2006
Руководство для групп материнской поддержки_2006
Школа для беременных. Вашему вниманию предлагается презентационный материал по актуальным вопросам грудного вскармливания, состоящий из 7 занятий:
Занятие-№2-Техника-кормления-грудью
Занятие-№4-Состав-грудного-молока
Занятие-№5-Изменения-в-молочных-железах-при-беременности-и-лактации
Занятие-№6-Профил-недостаточности-молока.
Занятие-№7-Пренатальная-диагностика
Современное искусственное питание не идентично грудному молоку
СПОСОБЫ ХРАНЕНИЯ СЦЕЖЕННОГО МОЛОКА
«ЗОЛОТЫЕ КЛЮЧИКИ» К УСПЕШНОМУ ВСКАРМЛИВАНИЮ РЕБЕНКА ГРУДЬЮ».
Татьяна Константиновна Бердикова, национальный эксперт и преподаватель Инициативы ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку», заслуженный врач РФ, к.м.н.
Думаю, что эти заметки предназначены мною молодым мамам — будущим и только что родившим, или мечтающим о предстоящей беременности. И это не выписанные цитаты из учебников или монографий, это мои убеждения, основанные на знаниях, полученных как из проштудированного научно- литературного материала от лучших врачей — истинных педиатров и акушеров — российских и зарубежных, так и моего личного скромного опыта — детского врача, матери и бабушки.
Широко известны и настоящее время и медицинским работникам, и родителям четыре главные рекомендации Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) и Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в отношении питания детей раннего возраста.
1. Прикладывайте ребенка к груди в течение 30-60 минут после рождения.
2. Кормите исключительно грудью до 6 месяцев.
3. Прикармливайте всех детей начиная с 6- месячного возраста.
4. Продолжайте кормление грудью до 2-х лет и более.
Не перестаю восхищенно удивляться, насколько естественны и мудры эти рекомендации, еще на заре нашего бытия «разработанные» Матерью- Природой именно для человеческого детеныша! Как они до мелочей «продуманы» и «расписаны» и как легко выполнимы, сели понять их огромную, ключевую» значимость для формирования здоровья и интеллекта ребенка в течение всей его будущей жизни! Чтобы выполнить первую рекомендацию, одного желания мамы недостаточно: нужны изменения в работе акушерского стационара — закрыть предродовые комнаты, организовать индивидуальные родильные залы, соединить матерей с детьми в палатах совместного пребывания, научить персонал терпеливо ждать, пока новорожденный самостоятельно достигнет материнской груди в первые минуты своей жизни, овладеть искусством помощи каждой матери правильно кормить малыша грудью и многое другое. Все остальное вполне можете осилить Вы — мама!. А чтобы Вы были уверены в своей способности вскормить ребенка грудью и вырастить его здоровым, Вам еще во время беременности очень полезно научиться главным «премудростям» грудного вскармливания в школе матерей, чтобы потом, когда малыш потребует от Вас полной отдачи, Вам было бы не так трудно.
Некоторые «ключики», которые Вам могут пригодиться уже в родильном доме и потом, дома, я постараюсь кратко представить в этих заметках.
1. Раннее, в первые 30-60 минут после рождения, начало грудного вскармливания первое прикладывание новорожденного к груди матери в родильном зале или операционной (после кесарева сечения). О важности этого шага к успешному грудному вскармливанию ребенка мы писали в предновогоднем номере «Умки». К сожалению, такой возможности лишены новорожденные во многих территориях нашей страны, но практически во всех акушерских стационарах Волгоградской области в настоящее время созданы условия для раннего начала грудного вскармливания. Лишь некоторые медицинские противопоказания со стороны ребенка или мамы могут отсрочить первое грудное кормление новорожденного, но и в этих случаях медицинские работники знают, как Вам помочь в трудной ситуации, особенно Вы рожаете в родильном доме, имеющем звание «Больница, доброжелательная к ребенку».
2. Отсутствие догрудного кормления искусственными смесями, глюкозой или водой в первые 2-3 дня, пока не «прибыло» молоко.
Во- первых это нецелесообразно, потому что в первый день желудок новорожденного малыша способен принять 5-7 мл. (1 чайную ложку) за одно кормление. К третьему дню, когда как раз и начинает «прибывать» молоко, и малыша прикладывали к груди часто, желудок начинает постепенно растягиваться и к 10 дню уже приобретает примерно объем мячика для настольного тенниса.
Во- вторых, замена молозива чем-либо другим не только не полезно, но и вредно для здоровья в будущем, потому что молозиво — самая первая пища, «незрелое» молоко, богатое защитными белковыми факторами и «предназначенное» именно для первых дней жизни Вашего малыша — это мощная защита малютки от аллергии, первая «теплая» защита от инфекции, защита глаз ребенка, предупреждение желтухи! Каждая капля молозива бесценна для ребенка именно первых дней жизни! Поэтому только строгие медицинские показания приемлемы для докармливания новорожденного ребенка! Их немного, и они озвучены ВОЗ.
3. Исключение средств, имитирующих грудь. Соски па бутылочке, пустышки, длительное докармливание из шприца, долгое использование накладок на соски) снижают сосательный рефлекс, новорожденный устает, меньше получает молока, меньше стимулирует грудь, следовательно, и выработка молока уменьшается. Но главное — механизм сосания груди и соски совершенно разный. Получив что-либо, даже сцеженное материнское молоко из бутылочки, младенец при захвате груди перестает широко открывать рот, поэтому берет только сосок, но молока при этом не получает (оно скапливается в «озерах» под ареолой, а не в соске!), остается голодным, плачет, и родные снова дают ему бутылочку. При этом срабатывает принцип «спрос рождает предложение» и главное правило грудного вскармливания : «сколько молока убудет, столько и прибудет», потому что сигналом к выработке молока является опустошение молочной железы. Если молоко не удаляется, то начинают работать факторы, сдерживающие образование молока. Вот почему редкие кормления («по часам»), ночные перерывы, короткие прикладывания к груди, неправильный захват груди являются наиболее частыми причинами снижения лактации.
4. Совместное пребывание малыша с мамой в одной палате, а дома — в одной комнате, близко, «под крылом», чтобы мама могла погладить его и дать грудь, не дожидаясь плача. Только при совместном пребывании будет работать следующий «ключик» —
5. Кормление по требованию, или по инициативе ребенка.
Частое, неограниченное прикладывание к груди сразу после родов способствует выработке гормона пролактина, ответственного за «приготовление» молока. Дома, на 2- 3 месяце месяце жизни (каждый ребенок — индивидуально) младенец начинает сам «входить в режим», но иногда требует грудь не из-за голода, а для ласки, защищенности.
6. Важно, что пролактин — ночной гормон, поэтому так важно обязательно кормить ребенка ночью. В первый месяц иногда приходится будить малыша, чтобы предложить нечто лучшее. Он же при этом одарит маму очередным «благодарением» — не допустит застоя молока, нагрубания молочных желез — очень неприятного и болезненного состояния!
7. Невозможно переоценить важность правильной техники кормления грудью. От этого зависит успех — сможет ли мама первые 6 месяцев обеспечить младенца только грудным молоком, хватит ли у нее уверенности и терпения осчастливить свое чадо грудным кормлением не менее 2-х лет. Будет ли она при этом героически преодолевать жгучую боль в воспаленных сосках или испытывать наслаждение и умиротворенность при каждом кормлении, «переливаясь» с молоком в малыша своей любовью и нежностью?
Как же правильно приложить ребенка к груди? И почему так важно, чтобы новорожденный уже в родильном зале реализовал то, что подготовила для его жизни Природа — врожденный рефлекс захватывания. Если Ваш малютка широко откроет рот, выдвинет вперед язык, и опустит его на нижнюю десну и захватит не только сосок, но и окрашенную часть груди — ареолу, то он получит драгоценное молозиво. Оказывается, как только глубоко проникший сосок коснется мягкого неба ребенка, по его языку тут же прокатывается волна, ареола прижимается к твердому небу, и молоко, скопившееся в расширенных протоках (озерах) под ареолой, особенно под ее нижней частью, выдавливается в полость рта ребенка.
Этот механизм «сосания» груди кардинально отличается от сосания пустышки и соски, надетой на бутылочку. В этих случаях рот открыт нешироко, язык остается в глубине, не защищая, кстати, при этом кожу груди от натирания нижней десной. Тут же следует боль, а затем формируются трещины сосков и их воспаление. Сосание идет иначе: из соска, под которым проходят тонкие концевые молочные выводные протоки, малыш, вытягивая трубочкой губки и напрягая щеки, пытается «вытянуть» молоко, но получает лишь капли. Он трудится, натирая своими деснами сосок, однако остается голодным, неудовлетворенным, отрывается от груди (она-то поначалу полна молока) и плачет. Мама при этом испытывает острую боль и жалость к ребенку, которого не может накормить! Грудь не опустошается, выработка молока уменьшается. Если маме не оказать немедленную помощь, не исправить технику кормления, допустить следующее кормление также из бутылочки, то за этим последует отказ малыша от груди. И не потому, что ему легче сосать грудь, чем из бутылки, он вовсе не лентяй! Ведь если в резиновой соске проколоть дырочку очень тонкой иглой (встречались такие «умельцы»!), то малышу совсем нелегко будет вытягивать молоко и из бутылочки. Но и в этом случае он отвергнет мамину грудь, потому что уже наступила путаница соска с соской: ведь он получил смесь или даже сцеженное молоко из бутылочки и насытился, не открывая при этом широко рот и не включая в работу язык. Когда же его подносят к груди, он , «забывая» дарованный ему природойврожденный рефлекс — широко открыть рот — и захватывая не ареолу с молоком, а сосок без молока, остается голодным и неудовлетворенным. Что же ему остается? Выплакать себе «обед» во что бы то ни стало! И если мама не знает, как избавиться от бутылки и не получит грамотной помощи консультанта по грудному вскармливанию, то грудное вскармливание, чаще всего, срывается, и ребенок переводится на смеси. А что будет чувствовать при этом мама, отвергнутая родным существом? Вот такие отрицательные последствия неправильного прикладывания к груди и использования бутылочного кормления могут подстерегать маму — или неопытную, родившую первого ребенка, или с отрицательным опытом кормления предыдущего ребенка — «искусственника».
Если же Вы еще до родов прошли занятия в школе будущих родителей и хорошо усвоили урок по технике кормления ребенка грудью — уже полдела сделано. В родильном доме Вы примените эти теоретические знания на практике уже в родзале, а затем и в палате. Если у Вас что-то не получается, особенно — не стесняйтесь, зовите на помощь инструктора по грудному вскармливанию, а в дежурное время -любого врача, акушерку или детскую медсестру. Они Вам помогут правильно приложить малютку к груди. Ведь — все родильные дома в Волгограде, Волжском, Камышине, Михайловке, Фролово, Котово и еще в 15 районах нашей области носят высокое звание «Больница доброжелательного отношения к ребенку», следовательно, не могут допускать иных слез матерей, кроме слез счастья! После выписки из родильного дома участковый педиатр с патронажной сестрой, акушерка женской консультации сумеют помочь Вам правильно кормить малыша грудью.
И все-таки лучше, чтобы Вы сами еще до родов знали главные премудрости успешного грудного вскармливания, не испытывали бы особых трудностей в дальнейшем, а сумели бы, выполняя рекомендации лучших врачей мира, представленные в самом начале нашего разговора, вырастить и воспитать крепкого, активного, умного, доброго, талантливого ребенка — Вашего будущего защитника и кормильца.
Таким образом, вскармливание ребенка Вашим волшебным молоком будет радостным для вас обоих, если главные 5 принципов будут исполняться:
1. Правильное расположение и прикладывание ребенка к груди поможет Вам каждый раз кормить безболезненно, наслаждаясь близостью с малышом. Во время кормления Вы не должны испытывать боли!
2. Кормите ребенка так часто и долго, как он этого хочет, и малышу всегда будет хватать молока. Это принцип спроса и предложения.
3. Помните о серьезных «противниках» грудного вскармливания — бутылочке с соской, пустышке, накладках на соски при их долгом использовании (можно применять только как «скорую помощь»). Это принцип — никаких суррогатов материнской груди!
4. Первые 6 месяцев кормите ребенка только грудным молоком, а затем, постепенно вводите прикорм, сохраняя при этом грудные кормления. Это принцип исключительно грудного вскармливания.
5. Знайте, что практически в любых неприятных ситуациях, связанных с кормлением грудью (болят соски, малый! часто плачет, необходима временная разлука с ребенком, отказ от груди и др.), Вы найдете поддержку не только у Вашего врача или консультанта по грудному вскармливанию, но и со стороны опытных матерей из групп поддержки, успешно вскормивших своих деток и готовых Вам да помочь! И это принцип — уверенности. Если Вы уверены в своих материнских силах — Вы победите!
Успеха Вам в главном деле Вашей жизни — воспитании здорового ребенка!
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПОЛОСТИ РТА У ДЕТЕЙ
Куюмджиди Наталья Викторовна, к. м. н., детский стоматолог высшей категории.
Вот рождается долгожданный малыш… Всем мамам хочется видеть своего ребенка здоровым, красивым и умным. Для нее он самый лучший. Мамы и папы, бабушки и дедушки покупают самые красивые детские одежки, игрушки и, конечно, соски-пустышки и бутылочки. Выбор их на сегодняшний день очень велик, даже есть соски-пустышки и бутылочки «идеально повторяющие форму женской груди и соска» импортного производства. У мам глаза разбегаются от обилия красочных бутылочек и пустышек, заставленных витрин детских отделов магазинов. И они покупают их своим детям. Но молодые мамы не знают и не понимают, что таким образом вредят своим детям. Нет ничего, что могло бы заменить ребенку процесс грудного вскармливания.
В 1989 году в мировой литературе впервые был описан новый механизм сосания груди. При эффективном сосании груди ребенок правильно «захватывает» грудь. Правильное сосание характеризуется следующими признаками: у ребенка рот широко открыт, язык выдвинут вперед, лежит на десне нижней челюсти, ореола захвачена особенно снизу, ее больше видно сверху, нижняя губа вывернута, подбородок прижат к груди, носик утопает в груди, щечки ребенка выпуклые. Грудь мамы округлой формы.
При таком захвате груди, кончик соска глубоко проникает и достигает мягкого неба (при этом рвотного рефлекса у ребенка нет). Как только кончик соска коснулся мягкого неба и корня языка, начинаются волнообразные сокращения языка, которые выдавливают молоко из синусов материнской груди. При этом щечки ребенка пухлые, а не втянутые, как это описывалось в «вакуумной» теории сосания груди.
Ребенок эффективно сосет, затрачивает свою энергию, работает и получает за это вознаграждение — молоко.
Также очень важно правильно расположить ребенка у груди, чтобы он мог долго, не уставая сосать грудь и наслаждаться комфортом рядом с мамой. Выделяют 4 принципа правильного расположения ребенка у груди:
1. голова и туловище ребенка находятся в одной плоскости,
2. лицо ребенка обращено к груди матери, носик его напротив соска,
3. ребенок близко прижат к маме всем телом,
4. если ребенок новорожденный, то его нужно поддерживать не только за головку и плечики, но и за ягодицы.
Если ребенка неправильно прикладывают к груди, то у мамы возникают боль и повреждение соска, трещины и воспаление. У мамы уменьшается выработка молока, т.к. при неполном отсасывании молока, ингибитор, который находится в молоке, всасывается в кровь и тем самым дает сигнал о том, что молоко не нужно. Ребенок не получает молока, плачет, забывает широко открывать рот. Ему дают бутылочку, он к ней привыкает и отказывается от груди совсем. В весе не набирает.
При правильном грудном вскармливании ребенка, у него правильно развивается вся зубо-челюстная система: нижняя челюсть выдвигается вперед, свод неба приобретает куполообразную форму.
Все стоматологи знают отрицательное влияние пустышки и бутылочки на формирование зубочелюстной системы ребенка, в частности на формирование прикуса и, в дальнейшем, изменение внешнего вида ребенка. Известно также, что мышцы ребенка устают от соски, но это еще не все, оказалось, что при сосании бутылочки ребенок начинает путать сосок матери с соской, забывает как захватывать правильно грудь, т.к при сосании бутылочки не надо широко открывать рот, молоко само стекает ребенку в рот. В то время, пока ребенок сосет из бутылочки, грудь матери нагрубевает, сосок становится плоским, окситациновый рефлекс не включается. Когда мама вновь прикладывает ребенка к груди, он трудится, сосет, а молока нет. Кроме того, мама, кормя ребенка из бутылочки, отворачивает его от себя, от груди, поэтому он отворачивается, когда она дает ему грудь.
Любая соска (пустышка или соска бутылочки) — источник инфекции. Она изготавливается из чужеродного материала (не мамин вкус, не мамин запах). Не рекомендуется мамам облизывать пустышку, в целях ее «очистки» после падения, и ложку, пробуя на вкус кашу, перед кормлением, а также целовать ребенка в губы. При этом ему передаются бактерии, вызывающие кариес, что способствует раннему развитию кариеса. Давно известно, что кариес — это инфекционный процесс и в стерильных условиях он не развивается даже при наличии углеводов во рту. Сосательный рефлекс соской удовлетворяется не полностью, полное удовлетворение ребенок получает от комфорта рядом с мамой. У детей, привыкших сосать соску, в будущем могут сформироваться вредные привычки — курение, алкоголизм. У детей, сосущих пустышку, неправильно формируются голосовые связки, в результате нарушается произношение звуков, формируется неправильная речь, такие дети вынуждены лечиться у логопеда. У ребенка, сосущего соску, снижается интерес к окружающему миру, ребенок замыкается на себе. Доказана связь пустышек со случаями детского аутизма. У мамы уменьшается выработка молока.
Состав молока разный в различные гестационные возрасты ребенка и на этапах лактации (молозиво и зрелое молоко). Его состав меняется в течение кормления (начальное, или переднее, и конечное, или заднее, молоко). Грудное молоко имеет неоспоримые преимущества над коровьим и козьим молоком, искусственными смесями. Состав грудного молока на втором году жизни ребенка определяет важность пролонгированного грудного вскармливания ребенка. Сейчас не престижно кормить ребенка смесью!
Мы должны помочь ребенку реализовать его первое право — быть рядом с матерью, право на жизнь — ее грудное молоко. Очень важно прикладывание ребенка к груди в первые полчаса после рождения, так как в первой порции молозива содержится большое количество иммуноглобулинов, макрофагов, факторы роста, витамин А. Молозиво также обладает слабительным эффектом, тем самым способствует удалению мекония и помогает предотвращению желтухи. Кроме того, молозиво, покрывая слизистую желудка и кишечника тонким слоем, играет механическую защитную и избирательную функции. Первые 6 месяцев ребенка надо кормить только грудным молоком, больше ничего не давать, даже воду. Кормление грудью должно продолжаться не менее 2 лет. Только одно прикладывание ребенка к груди в 2 года и 3 года намного увеличивает его иммунитет, общий уровень здоровья и интеллект.
Важно знать принципы введения прикорма, какие продукты, в каком виде и когда их начинать давать ребенку первого года жизни. Это очень важный вопрос, т.к. на первом году жизни ребенка происходит формирование всей зубо-челюстной системы ребенка, минерализация твердых тканей молочных и постоянных зубов в челюстных костях и созревание зубов в полости рта ребенка после их прорезывания, и надо создать благоприятные для этого условия.
Молодые мамы, кормите своих детей грудью, не расставайтесь с ними на первом году жизни ни на минуту! И тогда они вырастут у вас здоровыми, умными и с красивой сияющей улыбкой!
ВЫДЕРЖКИ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ)
Статья 254. Перевод на другую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет. Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.
При прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы.
Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с сохранением среднего заработка по прежней работе до достижения ребенком возраста полутора лет.
Статья 255. Отпуска по беременности и родам
Женщинам по их заявлению и в соответствии с медицинским заключением предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном законом размере. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
Статья 256. Отпуска по уходу за ребенком
По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральным законом.
На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).
Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях).
Cтатья 258. Перерывы для кормления ребенка
Работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полугора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа непрерывной работы продолжительностью не менее 30 минут каждый.
При наличии у работающей женщины двух и более детей в возрасте до полутора лет продолжительность перерыва для кормления устанавливается не менее одного часа. По заявлению женщины перерывы для кормления ребенка (детей) присоединяются к перерыву для отдыха и питания либо в суммированном виде переносятся как на начало, так и на конец рабочего дня (рабочей смены) с соответствующим его (ее) сокращением. Перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка.