[bvi text="Версия для слабовидящих"]

Методические рекомендации

Методические рекомендации

по организации соблюдения законодательства о противодействии коррупции в государственных учреждениях здравоохранения Волгоградской области

  1. Общие положения

Настоящие методические рекомендации разработаны отделом государственной службы и кадровой работы комитета здравоохранения Волгоградской области (далее – комитет) и кандидатом философских наук, доцентом кафедры философии и социологии Волгоградского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Лагутиным С.Г.

  Методические рекомендации разработаны в соответствии с Указом Президента РФ от 15.07.2015 № 364″О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции», постановлением Губернатора Волгоградской области от 12.10.2015 № 911 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции», пунктом планом противодействия коррупции в комитете здравоохранения Волгоградской области на 2016-2018 годы, утвержденном приказом комитета от 15.01.2015 № 52 в рамках обеспечения реализации функций по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также участия институтов гражданского общества в разработке организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению работниками учреждений здравоохранения, подведомственных комитету (далее – Учреждения) запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.

Целью методических рекомендаций является формирование единообразной практики реализации мер по профилактике коррупционных правонарушений в государственных учреждениях здравоохранения, подведомственных комитету здравоохранения Волгоградской области.

При разработке методических рекомендаций использованы следующие нормативные правовые акты и методические материалы:

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон № 273-ФЗ);

Указ Президента РФ от 15.07.2015 № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции»;

Постановление Губернатора Волгоградской области от 12.10.2015 № 911″О некоторых мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. № 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции»;

Методические рекомендации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции.

II. Мероприятия по противодействию

коррупции в Учреждении

Основополагающим нормативным правовым актом для Учреждений в сфере борьбы с коррупцией является Закон 273-ФЗ в соответствии с частью 1 статьи 13.3 которого, организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Согласно части 2 указанной статьи меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Дополнительные меры могут включать:

  1. наличие «телефона доверия» для сообщения об известных фактах коррупционных проявлений, журнала телефона регистрации сообщений, поступающих на «телефон доверия» от граждан и юридических лиц;

  2. наличие на официальном сайте Учреждения раздела, посвященного вопросам противодействия коррупции, и наполнение этого раздела;

  3. наличие порядка уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений или о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений;

  4. разработка методических материалов, памяток работникам Учреждения, разработанных в целях противодействия коррупции в Учреждении;

  5. проведение обучающих мероприятий с работниками Учреждения по вопросам профилактики и противодействия коррупции;

  6. ознакомление работников Учреждения под роспись с правовыми актами, регулирующими вопросы противодействия коррупции.

Также Учреждения должны исполнять положения статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ, устанавливающие ограничения для гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.

В частности, работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы.

Порядок представления работодателями указанной информации закреплен в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 29.

Неисполнением работодателем установленной обязанности является правонарушением, в соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Общие нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в статье 14 Закона № 273-ФЗ.

В соответствии с данной статьей, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающие условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо. Привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, данные нормы

распространяются на иностранные юридические лица.

III. Организация контроля

за соблюдением законодательства Российской Федерации

о противодействии коррупции в Учреждениях

В соответствии с методическими рекомендациями по организации контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции в государственных учреждениях Волгоградской области, функции и полномочия учредителя которых осуществляют Администрация Волгоградской области, органы исполнительной власти Волгоградской области, утвержденными начальником управления по вопросам государственной службы и кадров аппарата Губернатора Волгоградской области, мероприятия по контролю могут осуществляться в следующих формах:

а) выездные проверки по месту нахождения проверяемого учреждения;

б) документальные проверки путем анализа и обобщения информации, представленной Учреждением по запросу подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

Основания для проведения проверки:

а) материалы, поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, из органов местного самоуправления, от общественных объединений и указывающие на признаки нарушения законодательства о противодействии коррупции;

б) сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения законодательства о противодействии коррупции;

в) истечение срока исполнения рекомендаций об устранении нарушений, выявленных по результатам по результатам предыдущей проверки;

г) поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Губернатора Волгоградской области, руководителя органа исполнительной власти;

д) обнаружение должностными лицами подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений нарушения законодательства о противодействии коррупции.

Подготовка проводится на основании правового акта органа исполнительной власти о проведении проверки. Копия правого акта о проведении проверки направляется руководителю проверяемого Учреждения не позднее, чем за 3 рабочих дня до даты начала проверки.

Срок проверки не должен превышать 10 рабочих дней. Продолжительность проверки может быть увеличена по решению руководителя органа исполнительной власти Волгоградской области, но не более чем на 10 рабочих дней.

В ходе проверки, работник подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений организует получение необходимых для работы документов, информационно-справочных материалов, пояснений (информации) у работников Учреждения.

При проведении проверки должностные лица по профилактике коррупционных и иных правонарушений в пределах своих полномочий обязаны:

а) соблюдать законодательство Российской Федерации и Волгоградской области, права и законные интересы руководителей и работников Учреждений;

б) знакомить руководителей Учреждений с результатами мероприятий по контролю;

в) не разглашать сведения, составляющие охраняемую законом тайну, а также информацию, позволяющую установить персональные данные лиц, ставшие им известными.

По результатам проверки должностным лицом подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений составляется справка, в которой отражаются выявленные нарушения и срок для их устранения.

Итоговая справка с выводами и предложения направляется руководителю органа исполнительной власти Волгоградской области.